№20 от
14 мая
2008 г.
Юбилеи
Ольга
Мялова
Полюбуйтесь:
вот он
катит
посреди
вереницы
проворных
легковушек
–
вальяжный,
вместительный,
всегда
солидный
металлический
«усач»…
Не будет
преувеличением
назвать
троллейбус
самым
демократичным
и
популярным
видом
транспорта.
Проезд
стоит
всего
пять
рублей,
действуют
льготные
проездные…
В
этом
году
оренбургский
троллейбус
отмечает
55-летний
юбилей.
И 7 мая
в ДК
«Экспресс»
состоялся
праздник,
посвящённый
почтенной
дате и
замечательному
коллективу.
Были
приглашены
семьсот
сотрудников
МУП
«Оренбургский
троллейбус»,
сто
сорок из
которых
–
работяги
с
двадцати-,
тридцати-
и даже
сорокалетним
стажем
(таких
на
предприятии
– девять
человек).
Золотых
работников
–
ветеранов,
проработавших
на
предприятии
со дня
его
основания,
участников
военных
действий,
трудовую
династию
Обуховых,
а также
молодых
специалистов
- тепло
поздравили
и
наградили
памятными
подарками
Глава
города
Юрий
Мищеряков,
председатель
Оренбургского
городского
Совета
Андрей
Шевченко,
главы
Южного и
Северного
округов
Юрий
Акимов и
Александр
Вадин,
директор
МУП
«Оренбургский
троллейбус»
Владимир
Трофимов
и
министр
промышленной
политики
и
инноваций
Оренбургской
области
Юрий
Колюжный.
Кроме
того,
для
троллейбусников
звучали
песни,
танцевали
известные
городские
ансамбли
«Ноктюрн»,
«Раздолье»,
«Антарес»,
«Бабий
бунт» и
«Жемчужинка».
А
водитель
троллейбуса
Валерий
Квасов
по
такому
случаю
исполнил
песню
собственного
сочинения
– «По
ночному
Оренбургу»…
Жаль,
что на
праздник
смогли
прийти
далеко
не все
ветераны
троллейбусного
движения
в
Оренбурге…
Нет в
живых
почтеннейших
водителей
-
Степана
Скрынникова,
Бориса
Чагрова,
Николая
Дианова,
Геннадия
Скамьина,
Юрия
Летницкого,
Владимира
Мананникова
и самого
первого
оренбуржца,
севшего
за руль
троллейбуса,
–
Василия
Попова.
Но живы
многие
другие
«первооткрыватели»
-
Константин
Шатлов,
Вера
Лаврик,
Иван
Тимошин,
Александр
Мананников,
Владимир
Медведев,
и они
могут
поведать
нам
немало
интересного.
Ты
помнишь,
как всё
начиналось?
Ситуация
с
общественным
транспортом
в
довоенном
Оренбурге
обстояла
очень
просто:
его не
было. До
сих пор
эвакуированные
из
Ленинграда
рабочие
вспоминают,
как
встретили
их
ослики,
стоящие
у
вокзала
вместо
такси, и
верблюды
на
улицах в
качестве
традиционного
средства
передвижения.
Народ в
основном
ходил
пешком,
от
Аренды
до Бёрд,
от
Форштадта
до
Сырейки
– всё
было
истоптано.
После
войны, в
1946-м
году,
появился
первый
предок
современных
автобусов.
Это
была…
обычная
грузовая
машина с
тентом.
В
городском
центре
работала
пара-тройка
таких
грузовиков,
развозивших
горожан
прямо в
кузове –
не
бесплатно,
конечно.
И лишь
через
семь лет
произошла
настоящая
транспортная
революция:
на
городские
улицы
вышли
первые
троллейбусы.
Те самые
«синие
машины»,
марки
МТБ-82,
выпускаемые
Тушинским
авиазаводом
№82 по
специальному
«гражданскому
заказу».
С их
появлением
городская
жизнь
заметно
изменилась.
В первый
же год
работы
троллейбусов
началось
строительство
депо на
улице
Рыбаковской.
На
стройке
трудились
оренбуржцы,
многие
из
которых
ушли
затем в
водители,
кондуктора,
диспетчера
– в
общем,
навсегда
связали
свою
жизнь с
троллейбусом…
С каждым
годом
маршрутная
сеть
разрасталась,
с
появлением
в городе
новых
районов
появлялись
и новые
линии. И
если
первый
троллейбусный
маршрут
связал
Беловку
с
железнодорожным
вокзалом
(какой
был
ажиотаж
в первые
дни,
какая
давка,
сколько
было
желающих
проехаться
этим
коротеньким
маршрутом!),
то в
скором
времени
троллейбусы
гоняли
уже во
все
концы
города.
А в 1974
году
ввели в
эксплуатацию
депо №2
на улице
Лесозащитной
– в
первом
попросту
не
хватало
места
для
выросшего
подвижного
состава.
Но до
нынешних
дней
второе
депо,
увы, не
дожило.
«Граждане,
оплачиваем
проезд!»
Было
время,
когда
проезд в
троллейбусе
стоил
четыре
копейки.
План у
кондуктора
был –
сорок
рублей.
Но, надо
сказать,
он
исправно
выполнялся:
желающих
доехать
до
отдалённого
пункта
назначений
или
просто
прокатиться
на
чудесной
машине
было
хоть
отбавляй.
На
остановках
выстраивались
целые
очереди,
в
которых
слышался
традиционный
вопрос:
«Кто
последний?»
Уже в
первый
год
работы
троллейбусов
было
перевезено
шестнадцать
тысяч
пассажиров.
Машины
отвозили
на
службу
ранних
работяг
и
забирали
по ночам
гуляк из
«Тополей»,
ходили с
пяти
утра до
часу
ночи по
четырём
маршрутам:
Бульвар
– Маяк,
Бульвар
–
вокзал,
Машзавод
–
вокзал,
Машзавод
–
Гончарная
(нынешняя
остановка
«Молодёжная»
на улице
Чкалова).
Было
время,
когда
проезд
стоил от
двадцати
копеек
до рубля
шестидесяти
копеек.
Скажем,
за три
остановки
брали
эти
«двадцать
коп.»,
за пять
–
шестьдесят,
за семь
остановок
–
восемьдесят,
за
восемь и
десять –
рубль… И
так
далее.
Но и
этот
вариант,
в силу
своего
неудобства
(уж
очень
трудно
отследить,
сколько
именно
остановок
проехал
этот или
тот
пассажир),
себя не
оправдал.
Было
время,
когда
все
кондуктора
оказались
сокращены,
и в
салонах
появились…
кассы.
Вошедшие
пассажиры
бросали
в
металлическую
«копилку»
деньги и
самостоятельно
отрывали
билетик,
наличие
которого
иногда
(!)
проверялось
самим
водителем.
Полагаться
на
народное
честное
слово
пришлось
недолго:
билет
частенько
отрывали,
а
денежку
в кассу
не
клали…
Возобновился
набор
кондукторов.
Я б в
водители
пошёл…
Троллейбусы,
как уже
упоминалось,
пользовались
огромным
успехом
– ездить
на них
было и
удобно,
и модно.
А уж
если ты
сам
сидишь
за рулём
ярко-синей
махины…
Говорят,
что в
шестидесятые
годы
оренбургские
мальчишки
мечтали
стать
водителями
троллейбусов
не
меньше,
чем
лётчиками,
моряками-подводниками
и даже
космонавтами!
- Не
только
водители
пользовались
таким
авторитетом,
-
вспоминает
Таисия
Ивановна
Харина.