Главная Маршруты Техника Фотографии Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Оренбургский троллейбус. Статьи


25.09.2007
ЮЖНЫЙ УРАЛ (ОРЕНБУРГ)
Автор: Кошелева Ольга
Регион: Оренбургская область

Печальная судьба оренбургского троллейбуса

Версия для печати
Пока еще тихо, вполголоса рассуждают в коридорах власти о передаче электротранспорта области в руки частников. О плачевном состоянии этого вида транспорта известно почти каждому. Высокая изношенность троллейбусов и трамваев, проводов и рельсов... Все понимают, что с этим надо что-то делать. Но что именно? В муниципальных бюджетах на эти цели денег нет, оставлять все как есть уже невозможно. С каждым годом мы все ближе к потере этого вида перевозок. Поэтому как вариант родилась идея отремонтировать парк и предложить частникам.

Министр промышленной политики и инноваций области Юрий Калюжный в своих выступлениях не раз подчеркивал, что является приверженцем частных предприятий. Оттого и появилась идея попробовать передать имущество коммерсантам. Правда, для этого надо сначала привести в порядок троллейбусный и трамвайный парки, так как в нынешнем своем виде они являются малопривлекательными для инвесторов. В связи с этим в правительстве области была разработана программа по восстановлению системы электротранспорта Оренбурга, Орска и Новотроицка. Будет отремонтирована инфраструктура, закуплены новые машины: около 100 троллейбусов и 40 трамваев. Это позволит в дальнейшем, считают в министерстве, привлечь частный капитал. За пять лет, на которые рассчитана программа, на эти цели планируется потратить чуть больше миллиарда рублей. Деньги в равных объемах будут выделены из областного и городского бюджетов.

По мнению начальника отдела по транспорту правительства области Александра Котенко, к разговору о возможной передаче троллейбусов и трамваев можно будет вернуться года через три. К тому времени удастся уже более или менее привести парк в порядок. Хотя убыточность этого вида транспорта сохранится, несмотря на денежные вливания.

- Электротранспорт нерентабелен по своей сути. Он всегда будет дотационным, - считает Александр Николаевич. - Поэтому, даже если удастся его передать, субсидировать из бюджета все равно придется. В данном случае речь идет лишь о том, что при эффективном управлении эти дотации будут меньше. Но они все равно будут, просто размеры иные.

В муниципальном пассажирском предприятии № 4 о возможной передаче пока ничего не слышали, но считают, что из этой затеи вряд ли что-нибудь получится. Главный инженер МУПП № 4 Александр Попов подтверждает непростую судьбу электротранспорта:

- Рентабельность возможна только в случае, если мы монополисты на рынке перевозок и сами устанавливаем стоимость проезда, и не 5 рублей, а 9 - 10. Тогда можно говорить о рентабельности. Тем более что это сейчас социальный транспорт - возит льготников. Поэтому без поддержки со стороны власти не обойтись.

На сегодняшний день успешных примеров передачи электротранспорта частникам в России нет. В конце прошлого года во Владимире была попытка предпринять нечто похожее. Депутаты разрешили мэрии провести конкурс на право перевозок пассажирским электротранспортом. Троллейбусы, депо, контактные линии и прочее имущество МУП "Владгортранс" на конкурсной основе решили отдать частнику в долгосрочную аренду. Объявили конкурс, вроде и желающие были. Но пройти его не смогли, так как администрация выставила очень жесткие требования для приобретения. В Ростове-на-Дону троллейбусами владеет частная организация. Но ей также принадлежат городские автобусы, бизнес на которых более рентабелен. За счет этой деятельности перекрываются убытки электротранспорта. В Воронеже год назад и вовсе разгорелись нешуточные страсти. Все имущество троллейбусного управления было продано на аукционе частной компании, а целью нового владельца было продать землю, на которой находились троллейбусные депо.

Имущество трамвайных и троллейбусных управлений является муниципальным, а потому решение будут принимать в мэриях и городских советах. Депутаты Оренбургского горсовета эту тему иногда обсуждают на своих заседаниях, но пока четкой стратегии развития не выработано. Хотя, если вспомнить, с какой легкостью они расстались с муниципальным имуществом гортепла и водоканала, отдали в аренду коммерсантам, сомнений, что выбор будет в пользу частного инвестора, почти не остается. Мэрия при каждом удобном случае подчеркивала, что эти коммунальные предприятия нерентабельны. В то же время те самые частники умудряются прибыль со всего этого получать, иначе бы они просто не взялись за это дело, да плюс ко всему дополнительные расходы несут - регулярно платят за аренду имущества.

Специалисты говорят об очевидности преимущества трамваев и троллейбусов перед другими видами общественного транспорта. Они экологически чистые, значительно дешевле в эксплуатации, имеют плавный ход, электродвигатели способны выдерживать большие нагрузки. Для промышленных городов Орска и Новотроицка, у которых каждый кубометр чистого воздуха на счету, лучший транспорт - это трамвай. Не случайно ведь там развивали именно этот, экологически чистый вид перевозок.

В развитых европейских странах себестоимость таких поездок по сравнению с автобусными ниже: для троллейбусов - на 25 процентов, для трамваев - в 2 раза, а срок службы автобуса в 1,5 раза меньше, чем электротранспорта. На долгосрочную перспективу он также более предпочтителен, чем автобусы. Срок службы автобуса не превышает 15 лет, после чего эксплуатация становится просто опасной. Трамвай же работает в среднем 20 - 30 лет. А проанализировав статистику происшествий с троллейбусами, трамваями и маршрутками за те же десять лет, вообще получается интересная картина - 15-летний троллейбус или 20-летний трамвай гораздо безопаснее нового микроавтобуса.

В настоящее время в городах Европы и Америки, поняв и проанализировав все ошибки полувековой давности, когда электротранспорт бездумно уничтожался, развивают именно трамвайные и троллейбусные системы.
Какое будущее ждет оренбургский электротранспорт, покажет время. Сейчас главное не потерять этот вид перевозок, чтобы потом, когда придет понимание его необходимости, не пришлось бы строить заново.

Авторы Максим Гольбрайхт, Александр Польша, Сан Саныч, Ренат, . Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Hosted by uCoz