Главная | Маршруты | Техника | Фотографии | Статьи | Сведения | Будущее | Общение | Контакт | Ссылки |
Оренбургский троллейбус.
Статьи | ||||||
|
25.09.2007 ЮЖНЫЙ УРАЛ (ОРЕНБУРГ) Автор: Кошелева Ольга Регион: Оренбургская область Печальная судьба оренбургского троллейбуса Версия для печати Пока еще тихо, вполголоса рассуждают в коридорах власти о передаче электротранспорта области в руки частников. О плачевном состоянии этого вида транспорта известно почти каждому. Высокая изношенность троллейбусов и трамваев, проводов и рельсов... Все понимают, что с этим надо что-то делать. Но что именно? В муниципальных бюджетах на эти цели денег нет, оставлять все как есть уже невозможно. С каждым годом мы все ближе к потере этого вида перевозок. Поэтому как вариант родилась идея отремонтировать парк и предложить частникам. Министр промышленной политики и инноваций области Юрий Калюжный в своих выступлениях не раз подчеркивал, что является приверженцем частных предприятий. Оттого и появилась идея попробовать передать имущество коммерсантам. Правда, для этого надо сначала привести в порядок троллейбусный и трамвайный парки, так как в нынешнем своем виде они являются малопривлекательными для инвесторов. В связи с этим в правительстве области была разработана программа по восстановлению системы электротранспорта Оренбурга, Орска и Новотроицка. Будет отремонтирована инфраструктура, закуплены новые машины: около 100 троллейбусов и 40 трамваев. Это позволит в дальнейшем, считают в министерстве, привлечь частный капитал. За пять лет, на которые рассчитана программа, на эти цели планируется потратить чуть больше миллиарда рублей. Деньги в равных объемах будут выделены из областного и городского бюджетов. По мнению начальника отдела по транспорту правительства области Александра Котенко, к разговору о возможной передаче троллейбусов и трамваев можно будет вернуться года через три. К тому времени удастся уже более или менее привести парк в порядок. Хотя убыточность этого вида транспорта сохранится, несмотря на денежные вливания. - Электротранспорт нерентабелен по своей сути. Он всегда будет дотационным, - считает Александр Николаевич. - Поэтому, даже если удастся его передать, субсидировать из бюджета все равно придется. В данном случае речь идет лишь о том, что при эффективном управлении эти дотации будут меньше. Но они все равно будут, просто размеры иные. В муниципальном пассажирском предприятии № 4 о возможной передаче пока ничего не слышали, но считают, что из этой затеи вряд ли что-нибудь получится. Главный инженер МУПП № 4 Александр Попов подтверждает непростую судьбу электротранспорта: - Рентабельность возможна только в случае, если мы монополисты на рынке перевозок и сами устанавливаем стоимость проезда, и не 5 рублей, а 9 - 10. Тогда можно говорить о рентабельности. Тем более что это сейчас социальный транспорт - возит льготников. Поэтому без поддержки со стороны власти не обойтись. На сегодняшний день успешных примеров передачи электротранспорта частникам в России нет. В конце прошлого года во Владимире была попытка предпринять нечто похожее. Депутаты разрешили мэрии провести конкурс на право перевозок пассажирским электротранспортом. Троллейбусы, депо, контактные линии и прочее имущество МУП "Владгортранс" на конкурсной основе решили отдать частнику в долгосрочную аренду. Объявили конкурс, вроде и желающие были. Но пройти его не смогли, так как администрация выставила очень жесткие требования для приобретения. В Ростове-на-Дону троллейбусами владеет частная организация. Но ей также принадлежат городские автобусы, бизнес на которых более рентабелен. За счет этой деятельности перекрываются убытки электротранспорта. В Воронеже год назад и вовсе разгорелись нешуточные страсти. Все имущество троллейбусного управления было продано на аукционе частной компании, а целью нового владельца было продать землю, на которой находились троллейбусные депо. Имущество трамвайных и троллейбусных управлений является муниципальным, а потому решение будут принимать в мэриях и городских советах. Депутаты Оренбургского горсовета эту тему иногда обсуждают на своих заседаниях, но пока четкой стратегии развития не выработано. Хотя, если вспомнить, с какой легкостью они расстались с муниципальным имуществом гортепла и водоканала, отдали в аренду коммерсантам, сомнений, что выбор будет в пользу частного инвестора, почти не остается. Мэрия при каждом удобном случае подчеркивала, что эти коммунальные предприятия нерентабельны. В то же время те самые частники умудряются прибыль со всего этого получать, иначе бы они просто не взялись за это дело, да плюс ко всему дополнительные расходы несут - регулярно платят за аренду имущества. Специалисты говорят об очевидности преимущества трамваев и троллейбусов перед другими видами общественного транспорта. Они экологически чистые, значительно дешевле в эксплуатации, имеют плавный ход, электродвигатели способны выдерживать большие нагрузки. Для промышленных городов Орска и Новотроицка, у которых каждый кубометр чистого воздуха на счету, лучший транспорт - это трамвай. Не случайно ведь там развивали именно этот, экологически чистый вид перевозок. В развитых европейских странах себестоимость таких поездок по сравнению с автобусными ниже: для троллейбусов - на 25 процентов, для трамваев - в 2 раза, а срок службы автобуса в 1,5 раза меньше, чем электротранспорта. На долгосрочную перспективу он также более предпочтителен, чем автобусы. Срок службы автобуса не превышает 15 лет, после чего эксплуатация становится просто опасной. Трамвай же работает в среднем 20 - 30 лет. А проанализировав статистику происшествий с троллейбусами, трамваями и маршрутками за те же десять лет, вообще получается интересная картина - 15-летний троллейбус или 20-летний трамвай гораздо безопаснее нового микроавтобуса. В настоящее время в городах Европы и Америки, поняв и проанализировав все ошибки полувековой давности, когда электротранспорт бездумно уничтожался, развивают именно трамвайные и троллейбусные системы. Какое будущее ждет оренбургский электротранспорт, покажет время. Сейчас главное не потерять этот вид перевозок, чтобы потом, когда придет понимание его необходимости, не пришлось бы строить заново. |
Авторы Максим Гольбрайхт, Александр Польша, Сан Саныч, Ренат, .
Использование материалов сайта без письменного
разрешения запрещено!